Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ДУХОВНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ»

Дополнительная программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ДУХОВНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ»

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: углубление представлений о человеке, его бытии и миссии в мире с позиций философско-теологического знания и современной научной психологии, а также практическое знакомство с методами психологической помощи и духовной поддержки в самоопределении и становлении личности и в социальной работе.

ПРОГРАММА АДРЕСОВАНА людям, стремящимся найти для себя ответ на вопрос о природе и сущности человека, феномене личности, о духе и духовности как особых уровнях и формах бытия и готовым оказать помощь ближним в поиске целей и смыслов человеческого существования. ВЫПУСКНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

По итогам освоения программы (или ее отдельных модулей) обучающиеся:

    • имеющие профильное базовое образование (гуманитарные науки, социальные науки, образование и педагогика) получают Удостоверение о повышении квалификации
    • не имеющие профильного базового образования получают Диплом об освоении дополнительной общеобразовательной программы.

Осенний семестр (1-ый модуль): ЧЕЛОВЕК В РАЗНЫХ МИРАХ

Весенний семестр (2-ой модуль):

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ДУХОВНАЯ ПОДДЕРЖКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Дисциплины осеннего семестра (сентябрь 2018 – январь 2019) «ЧЕЛОВЕК В РАЗНЫХ МИРАХ»


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Настоящий курс предполагает ознакомление слушателей с теоретическими и практическими инструментами анализа психологических парадоксов и закономерностей повседневной жизни в различных социальных ситуациях, от частных до публичных. Среди обсуждаемых тем: психология войны и мира, мифологии массовой культуры, язык медиа в социальном познании. Лекции совмещаются с практическими занятиями.

chursanov

Дмитрий Александрович ХОРОШИЛОВ,

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ А. ЛЭНГЛЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Содержанием курса является анализ переживания человека в свете ключевых вопросов его существования. Они касаются отношений человека с миром, с жизнью, с самим собой и смыслом как его собственной жизни, так и бытия в целом. В основе такого взгляда на переживание лежат научные достижения известного современного австрийского ученого, психотерапевта Альфрида Лэнгле. Специальное внимание будет уделено духовным способам «обхождения» с важнейшими вопросами человеческого бытия и повседневными проблемами, такими как потери, неуверенность и тревога, неудачи в межличностных отношениях, проблемы в этической сфере, смерть и суицидальность и др.

 

 horoshilov

Дарья Александровна БАРАННИКОВА,

психолог-консультант, психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» МСПИ.


ПСИХОТЕХНИКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Практико-теоретический курс направлен на развитие умений эффективной коммуникации. Будут представлены приёмы устного и письменного общения, а также «язык тела». Цель курса – отработать навыки эффективного бесконфликтного взаимодействия на различных уровнях: в формально-ролевом общении, неформальном межличностном общении в диаде, в семье, в группах, в межгрупповом общении и т.д. В качестве рабочего материала для анализа и тренировки будут использованы реальные сложные ситуации из повседневных ситуаций. Развитие навыков коммуникации поможет участникам занятий лучше понять себя, эффективно и нетравматично взаимодействовать с другими как в профессиональной среде, так и в обыденной жизни, быть гармоничными и успешными людьми.

negreev

Игорь Евгеньевич ТАТАРСКИЙ,

социальный психолог, бизнес-тренер, психолог-консультант


ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ ВООБРАЖАЕМОЕ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЗНАКОВ И ОБРАЗОВ

Предметом внимания станут современные представления о соотношении психологического, социального и культурного в человеке. Обращаясь к идеям Л.С. Выготского, Ж. Лакана, М. Фуко, Ж. Делеза, Дж. Батлер и др., мы попытаемся сформировать новое понимание взаимосвязей между социальным, культурным и психологическим уровнями смыслообразования, переживания и опыта в различных контекстах. Как «идеальные формы» сказок, литературных сюжетов, образов кино и визуального искусства определяют содержание нашего внутреннего, субъективного мира и как, наоборот, индивидуальные мысли, аффекты, фантазии становятся источником и опорой культурных дискурсов и традиций?

busigina

Наталья Петровна БУСЫГИНА,

Наталья Петровна БУСЫГИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ


ЧЕЛОВЕК В СЕМЕЙНОМ МИКРОСОЦИУМЕ

Теоретико-практический курс знакомит с современными представлениями о семье как психосоциальной системе, основными феноменами семейной жизни (психологические границы, гласные и негласные правила и договоренности, семейные мифы, формальные и неформальные роли, иерархия, кризисы развития и пр.), с особенностями коммуникаций внутри семьи, во многом определяющими ее благополучное существование. В ходе занятий затрагиваются вопросы взаимосвязи и соотношения индивидуального и социально-семейного в развитии человека.
 

buyakas

Вера Александровна ЯСНАЯ,

Медицинский и семейный психолог, сотрудник Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой, специалист по работе с семьями и подростками в ситуации кризиса. Сотрудник Института интегративной семейной терапии.

 

ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ

Курс знакомит студентов с патопсихологией -- практической отраслью клинической психологии, изучающей расстройства психических процессов и состояний при душевных заболеваниях. Курс поможет слушателям получить ответы на вопросы, которые жизнь, к сожалению, иногда ставит перед нами. Существует ли четкая грань, разделяющая здоровых и психически больных людей? Какое поведение можно считать «нормальным»? По каким признакам можно судить о возникновении или наличии психического расстройства? Каковы возможности помощи патопсихолога врачу и пациенту? Особое внимание на занятиях будет уделено характеристике таких психических заболе-ваний, как биполярное расстройство и шизофрения, и методам работы патопсихолога.
 

buyakas

Мирослава Владимировна, ИВАНОВА,

, магистр психологии, психолог-консультант в Московской службе психологической помощи населению, психолог благотво-рительного фонда «Здесь и сейчас».

 

ЧЕЛОВЕК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

В практико-теоретическом курсе будут представлены теории профессионального развития личности, описаны стадии профессионального становления человека, нормативные и сверхнормативные кризисы, возникающие на этом пути. Особое внимание будет уделено техникам первой психологической помощи и самопомощи при профессиональном выгорании, а также поиску собственных ресурсов профилактики и разрешения кризисных ситуаций.
 

buyakas

Галина Ивановна КОЧЕРГИНА,

,системный семейный консультант, член Общества Семейных Консультантов и Психотерапевтов, действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

 

Дисциплины весеннего семестра «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ДУХОВНАЯ ПОДДЕРЖКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ» (февраль – июнь 2019)

РОЛЬ КРИЗИСА В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

В курсе-семинаре будут представлены примеры из духовной и художественной литературы, а также из практики духовного руководства, свидетельствующие о значении кризиса для развития личности и духовности человека. Рассматриваются интервенции, благодаря которым кризис может оказаться шансом.

 

zhuk

Штефан ЛИПКЕ, О.И

кандидат филологических наук


ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ

 

negreev

Марина Сергеевна ФИЛОНИК.,

старший преподаватель МГППУ, психолог-консультант православного творческо-просветительского центра «Купель».


ДУХОВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СОДЕЙСТВИИ РОСТУ ЛИЧНОСТИ

Духовное сопровождение (или руководство, попечительство) – многовековой инструмент духовного роста в различных религиозных традициях. В последние десятилетия он обогащается новыми возможностями благодаря диалогу с психотерапией и психологическим консультированием. Согласно замыслу данного курса, духовное сопровождение не является делом исключительно священнослужителей, но может стать призванием верующих, готовых помочь другим раскрыть всё богатство духовного мира и отношений с Богом. Основой для предлагаемой модели духовного сопровождения, в которой главное внимание сосредоточивается на поощрении прямого диалога человека с Богом, является система «Духовных Упражнений» св. Игнатия Лойолы.

bondarenko

Виктор ЖУК, О.И.,

бакалавр философии, магистр богословия 


ИСЦЕЛЯЩИЕ ПРАКТИКИ ФЕНОМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ

В своей теоретической части курс знакомит слушателей с высшей ценностью античной философии - принципом «заботы о себе» и конкретными «техниками» его реализации. Упражнения, предлагаемые на занятиях, взяты автором курса из античных «практик себя», а также из современных направлений телесно-ориентированной терапии, открывающих возможности человека к самоисцелению («Фокусинг» по Ю. Джендлину; Leib-терапия по К.Дюркхайму; работа с глиной по Cornelia Elbrecht; психотехники чувствования собственного тела по А. Лоуэну).

kochergina

Татьяна Марковна БУЯКАС,

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, сертифицированный экзистенциально-инициальный терапевт.иги.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Психологическая помощь семьям с трудными подростками

Практико-теоретический курс знакомит с одним из влиятельных направлений гуманистической психотерапии середины ХХ века. В соответствии с его экспериментально-феноменологической идеологией человеку предлагается  ставить над собой эксперименты ( описать ситуацию, разыграть диалог и др.)и наблюдать возникающие при этом феномены. Работа ведется не столько со словами, сколько с актуальным невербальным поведением, отражающим состояние человека, его чувства и мысли «здесь-и-сейчас». Развитие навыка осознавания в диалоге с терапевтом помогает человеку увидеть в себе отвергаемое ранее, стать более цельным, занять зрелую и ответственную позицию в жизни.

В работе с детьми те же самые задачи решаются в игре (рисование, лепка, рассказывание историй, разыгрывание сцен, работа с метафорами и т.п.), что позволяет ребенку и подростку в символической форме выразить и заново пережить свои чувства.

harchenko

Вера Александровна ЯСНАЯ,

Медицинский и семейный психолог, сотрудник Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой, специалист по работе с семьями и подростками в ситуации кризиса. Сотрудник Института интегративной семейной терапии..


Психотерапия зависимых и их близких

Зависимое поведение – это одна из форм саморазрушения, бегство человека от жизни в реальном мире. Его формы могут быть различными: изменение своего душевного состояния с помощью алкоголя, наркотиков и т.п., погружение в виртуальный мир Интернета, азартные игры, наконец, просто многочасовое блуждание по торговым центрам. Подобная патология поведения часто встречается у подростков, но от нее не застрахованы и взрослые, старающиеся таким образом заполнить смысловые пустоты в своем существовании и снизить тревогу перед неопределенностью жизни. Подобные психологическое состояния и поведение тяжелы не только для самих зависимых, но и их близких. О том, что представляют собой различные типы зависимости, и как можно помочь людям, страдающим от них, и пойдет разговор на занятиях.

 horoshilov

Мария Сергеевна РАДИОНОВА,

канд.психол.н., доцент кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ.


Работа с душевной травмой: теория, основания, практика, возможности

Курс знакомит слушателей с общими представлениями о душевной травме, механизмами ее возникновения, последствиями и задачами психологической помощи. Прежде всего, это улучшение качества жизни за счет отказа от защитных реакций и стратегий; получение доступа к своим внутренним ресурсам; обретение позитивного отношения к себе и к окружающим; уменьшение внушаемости, появление большей социальной устойчивости. Специальное внимание будет уделено таким методам работы с душевной травмой, как телесно-процессуальная терапия Питера Левина и метод SIBAM (Sensation - ощущение. Image– образ. Behavior- поведение. Affect- аффект. Meaning – смысл).

 horoshilov

Марина Александровна ХАЗАНОВА,

сертифицированный клиент-центрированный терапевт, доцент кафедры медиации в социальной сфере МГППУ, практикующий психолог, председатель Этического комитета Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов.


Метанавыки психологической помощи в консультировании и психотерапии

Профессиональная психологическая помощь требует от консультанта формирования особых навыков, независимо от направления психотерапии, в котором он специализируется. Это – способность «чтения» и понимания невербальных проявлений клиента; понимание его чувств и умение взглянуть на мир его глазами; умение сохранять свою позицию в процессе сопереживания, понимать и устанавливать границы в коммуникации с клиентом и др. Будут не только рассмотрены культурные и профессиональные условия формирования этих способностей, но слушателям также будет предоставлена возможность попрактиковаться в использовании различных техник и лучше понять себя в роли «помощника ближним».

 horoshilov

Виктория Викторовна АРХАНГЕЛЬСКАЯ,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования и психотерапии МГППУ.


Наши партнеры

0202