Уважаемые посетители сайта, предлагаем Вашему вниманию интервью с Андреем Орловым, автором нового выпуска журнала «Символ №66»:

 Несколько предыдущих номеров Символа были посвящены сирийским апокрифам. Настоящий номер Символа посвящен Вашим работам по исследованию славянских ветхозаветных апокрифов, таких как Вторая книга Еноха и Откровение Авраама. Каким образом эти ветхозаветные апокрифы могут нам помочь понять больше о раннем христианстве?

Иудейские апокрифы, такие как Вторая Книга Еноха и Откровение Авраама, ученые традиционно относят к так называемой апокалиптической литературе, которая получила широкое распространение в иудейской религиозной среде начиная с пятого века до нашей эры и до времени первых веков христианства. Апокалиптическая литература развивалась из нескольких источников, в том числе библейской пророческой литературы и месопотамских традиций, приобретенных израильтянами во время их вавилонского изгнания. В период Второго Храма, после возвращения израильтян из вавилонского пленения, апокалиптика становится главной богословской тенденцией еврейской религиозной литературы, которая перерабатывая наследие пророческой литературы, поднимает его на новый концептуальный и символический уровень. Основными темами апокалиптических произведений являются откровения небесных и эсхатологических тайн, знание, которое выходит за пределы земной сферы и человеческой истории. Герои апокалиптических рассказов – это провидцы, часто представленные фигурами библейских патриархов и пророков, таких как Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей, которые получают от Бога и ангелов откровения о будущих эсхатологических испытаниях человечества и окончательного решения его судьбы, откровения о приходе грядущего Мессии и спасении праведных. Так как апокалиптические произведения наполнены мессианскими темами и сюжетами обсуждающими роли, поступки, и характер будущих мессианских фигур, они приобретают первостепенную значимость для авторов Нового Завета, которые в свою очередь пытаются через призму этих произведений и традиций, понять природу и роль мессианского призвания Иисуса Христа. Еврейская апокалиптика, будучи основной богословской парадигмой периода Второго Храма, таким образом, оказывает непревзойденное влияние на ранних христианских авторов и становится, по словам известного библейского богослова 20-го столетия, Эрнста Каземана, "матерью всего христианского богословия." Ключевые события в жизни христианского Мессии, отраженные в Новом Завете, такие как Его рождение, крещение, искушение в пустыне, преображение и вознесение, глубоко проникнуты апокалиптическими мотивами и символами и не могут быть полностью поняты без понимания иудейской апокалиптической традиции, отраженной в таких произведениях, как Вторая Книга Еноха и Откровение Авраама.

В апокалиптических текстах такие идеи как мистический опыт, видение, преображение являются важными. Действительно ли эти древние тексты хотели передать нам каким-то образом ощущение религиозного опыта или это просто литературный жанр?

Да, в последние годы некоторые ученые пытались выдвигать гипотезы о том, что апокалиптические тексты представляют из себя не отражение действительного религиозного опыта, а просто литературные выдумки. В этом мне кажется присутствует определенное «современное» ограниченное понимание того, что такое представляет из себя так называемый «религиозный опыт». Несмотря на то, в исследованиях апокалиптической литературы всегда существовали попытки интерпретировать видения и откровения, описанные в этих текстах, с точки зрения «психологической реальности», часто забывалось о том, что подобный мистических опыт также представляет из себя «культурную реальность» того времени, в которой апокалиптические видения и откровения были частью культуры. Древние иудеи и христиане, которые может быть даже никогда не испытывали подобные апокалиптические видения «психологически» все равно испытывали их «культурно», таким образом, постулируя их реальность с помощью различных не-психологических, субьективных, а интерсубьективных средств. Как справедливо замечает один из современных исследователей апокалиптической литературы, Майкл Стоун описания религиозного опыта приведенные в апокалиптических произведениях «были частью культуры того времени». Это была культура проникнутая эсхатологическими ожиданиями. В подобной культурной среде мироощущение как автора, так и читателя, была обусловлена апокалиптическими реалиями сложившейся религиозной культуры и ее символов.


Какие перспективы Вы видите в России и заграницей в развитии исследования славянских апокрифов?

В свете уже упомянутой важности апокалиптических традиций для понимания раннего христианского богословия, особенно того которое отражено в Новом Завете, ранние иудейские апокрифы, которые содержат подобные апокалиптические мотивы, привлекают все более пристальное внимание современных христианских богословов как в России, так и за рубежом. Здесь нужно отметить, что хотя большинство иудейских апокрифических материалов сохранились на нескольких языках одновременно, включая греческий, сирийский, эфиопский, грузинский, армянский, несколько документов выжили исключительно только в славянских переводах. Этот отличительный класс сочинений включает в себя такие произведения как Вторая Книга Еноха, Откровение Авраама и Лествица Иакова. Моя книга как раз и посвящена исследованию этих уникальных произведений, сохранившихся полностью только в славянской языковой среде.


Новый выпуск журнала «Символ №66» Вы можете приобрести у нас в интернет-магазине.

Наши партнеры

Партнер 1
Партнер 1 (2)