Тема духовного развития человека имеет многовековую историю и традиции изучения. «Духовность» и «дух» рассматриваются в разных контекстах. Широко – в антропологическом, более узко – в философском, культурном, социологическом, психологическом. И, конечно, в религиозном – у теологии есть огромный, неоценимый, транслируемый веками опыт познания духа. Практически во всех подходах цель духовного развития определяется через стремление человека постигнуть свою подлинную сущность и свое подлинное место в мире. Особо отмечается преобразовательная направленность духовной деятельности. Эти преобразования человек осуществляет, прежде всего, в отношении себя, меняя себя самого и свои представления о себе.

И вместе с тем, внутренние изменения субъекта оказывают влияние на окружающий его мир и людей. По роду деятельности перед многими профессионалами стоит задача способствовать духовному росту других людей. К ним относятся не только педагоги, психологи, священники, но и медики, социальные работники, спасатели, литераторы, кинематографисты и др. В определенной степени к их числу можно отнести и волонтеров — людей разных профессий, с разным профессиональным и жизненным опытом, объединенных стремлением оказывать помощь другим людям. И, наконец, человек, не зависимо от профессии, может способствовать духовному развитию других людей при наличии соответствующего опыта и внутренних ресурсов. Это относится к реализуемым в повседневной жизни ролям «родителя» и «наставника», которые осваивает каждый взрослый человек.

Таким образом, тема духовного развития в контексте помогающего поведения является актуальной для современной жизни и востребована в образовательном пространстве профессиональной переподготовки специалистов.
Немаловажным обстоятельством, определяющим актуальность данной программы, является современная ситуация общественного развития в многонациональном мире. Для нее характерно взаимопроникновение культур, поликонфессиональность, новые взаимоотношения «веры» и «знания». В связи с этим идеология культуры мира и толерантность сознания могут выступать как средства эмоционального и духовного преображения общества.

В программе предпринята попытка интеграции научно-психологических и религиозных представлений о духовности и ее развитии. Программа знакомит студентов со спецификой рассмотрения духовности в психологии и религии, предоставляет им возможность для сравнительного анализа и самостоятельных заключений. В каждом учебном семестре сочетаются «психологические» и «религиозные» курсы, зачастую параллельно рассматривающие общую проблематику. Важным итогом обучения будет являться формирование интегрированных представлений о развитии духовности в контексте самоопределения, самопознания и самосозидания человека, а также поиска жизненного призвания и развития потенциальных возможностей.

Программа дает возможность использовать приобретенные знания о развитии духовности в помогающем поведении. Для этого студенты будут осваивать практики и техники работы, с помощью которых они могут поддерживать других людей в трудных для них жизненных ситуациях. Такого рода деятельность будет способствовать развитию духовности всех участников процесса.

Наши партнеры

0202