«Что такое искусство» – тема горячих дискуссий в мире искусства сегодня. Это смятение по поводу самого фундамента в понимании этой важной деятельности человека, которая объясняет, почему современная художественная культура с 1960-х годов стремится прийти к новому пониманию. Это указывает не только на кризис современного искусства, но и на кризис духовности.

Художественная практика и творческая деятельность всегда были базовыми инструментами человека в его пути к знанию, осмыслению и передачи смысла. В искусстве речь идет о знании и использовании языка, который выражается посредством материала, цвета, звука, формы, света, контекста и действия для выражения какой-то идеи . Художник создает потому, что у него есть что-то внутри него, что он должен создать, хотя в начале он может и не знать, что это будет. Им что-то движет и он не может молчать. Он должен сказать и сделать что-то важное. Человек, по природе своей, существо общения и он сотворен, чтобы быть художником — тем, кто создает вещи изнутри себя самого.

Способность к воображению и творчеству – это особенные дары Бога и дают человеческому существу что-то, что делает его подобным Богу, Человек, как никакое другое существо, одарен разумом и осознанием себя самого. Все эти дары Бога имеют определенную цель для человека. Они являются средствами, с помощью которых человечество достигает истины всех вещей, и помогают человеку соединиться с Богом. Если искусство исключает Бога, оно становится менее способным служить человечеству и культуре.

Современная культура, по каким-то причинам, радикально секуляризировала искусство, эксплицитно и имплицитно исключив Бога и все, что связано с Богом из основного течения культурного мира и его учреждений. То, что было соединено очень естественным путем, оказалось радикальным образом разъединенным. Подобно современным философам, нынешнее искусство стремится заявить, что Бог мертв! Каким-то образом искусство зашло в тупик. Ему нечего сказать. Поэтому, многое из того, что сейчас выставляется в галереях и во время ежегодных фестивалей искусства, имеет мало смысла. Поэтому большинство людей не понимает конкретное произведение. Потому что, в действительности, оно не говорит ничего!

Иногда существуют произведения современного искусства, которые хорошо представлены и у которых есть конкретное послание. Но большинство людей, в своем роде, неграмотны и не могут понять это произведение. Они не знают, что у искусства долгая история и что, чаще всего, искусство обращается к вечным вопросам человека. И для того, чтобы исследовать их в сегодняшнем контексте и времени, нужно начать с решений прошлого и проецировать их в будущее. Осмысленное искусство трудно создавать, читать и понимать, если художник и посетитель не понимают, где к этим вопросам обращались ранее и с каким воображением. Чтобы продвигаться вперед в смысле и значении, необходимо иметь основное знание того, что было прежде. Как на эти вопросы были даны ответы в прошлом и с помощью каких символических и формальных средств.

Если искусство является только декоративным, идеологическим или коммерческим, оно бесплодно. Подобные мотивации не дают ответа на внутренние мотивации желания живого человеческого существа. Творчество, одаренное осознанием самого себя, создает искусство, которое является частью духовного пути. И если это духовное путешествие открыто реальности Бога и трансцендентного, оно особенно плодотворно для «хорошего искусства» и живой очеловечивающей культуры. Сегодня основное течение культуры диктуется той частью мира, который находится в кризисе смысла, может быть потому, что его культура страдает от скуки и является декадентной. Она хочет верить, что решила свои проблемы сама и что борьба за смысл жизни уже в прошлом. В каком-то роде, такая культура выбрала смерть и показывает путь, как ее достичь.

Путь из духовного кризиса проходит через созерцание Божьего творения посредством других сотворенных вещей. Так, древние духовные тексты и мировые религиозные традиции дали вдохновение для веков шедевров классического искусства и продолжают быть контекстом современного искусства. Российский авангард от Малевича до Шагала находился под влиянием религиозного воображения. Древние религиозные традиции дают нам знание того, где человечество уже было в своем размышлении над основными вопросами существования.

Путь из кризиса к образу жизни, имеющему больше смысла, и который, в то же время, является более здоровым, может быть найден в практике истинного искусства и в духовном обновлении. Если эти два элемента соединятся в диалоге, мы войдем в новый этап творческого сознания. У такого искусства богатая история и такое искусство показывает, что поиск человеком Бога находился в сердце его творчества. Для того, чтобы сегодня можно было осмысленно заниматься искусством, нужно соединиться с этой традицией.

«Искусство и духовность» дают основу для диалога между философией (антропологией и герменевтикой), богословием, историей искусства и критикой, начиная с древнейших практик искусства до современной ситуации. Посредством исследования самых известных произведений искусства каждой основной эпохи, программа исследует смысл и значение того, что художник хочет передать с помощью этих произведений. Особое внимание будет уделено контексту, в котором определенное произведение было создано. Студенты будут способны распознать то, как одна эпоха приходила в упадок, давая путь новому сознанию и пониманию себя в цивилизации, и то, что передавалось в новую эпоху искусства. Особо будет рассмотрен религиозный и духовный фон искусства в каждую определенную эпоху.

Программа «Искусство и духовность» призвана объединить осознание того, что человеческое творчество тесно связано с творчеством Бога. Эта программа рассказывает об обновлении современного воображения и поможет каждому студенту лучше осознавать самого себя и быть более способным думать, интерпретировать, формировать точку зрения и представлять свое мнение на публике.

Наши партнеры

Партнер 1
Партнер 1 (2)