Программа «ЛИЧНОСТНЫЙ И ДУХОВНЫЙ РОСТ: ОРИЕНТИРЫ И ПУТИ» (2017/2019) является продолжением программы «ПСИХОЛОГИЯ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА» (2015/2017), знакомившей слушателей с представлениями о человеке, и его личностном и духовном развитии, существующими в психологии и теологии. а также с основными методами практической работы в социальной сфере для оказания психологической помощи и духовной поддержки людям в каждодневных и сложных жизненных ситуациях.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ 2017/2019 г. – углубление представлений о человеке и его месте в мире с позиций философско-теологического знания и современной научной психологии, а также практическое знакомство с методами психологической  и духовной помощи и самопомощи в становлении личности.

ПРОГРАММА АДРЕСОВАНА людям, стремящимся найти для себя ответ на вопрос о природе и сущности человека, феномене личности, о духе и духовности как особых уровнях и формах бытия и готовым оказать помощь ближним в поиске целей  и смыслов человеческого существования.

АТТЕСТАЦИЯ:

По всем дисциплинам курса предусмотрены УСТНЫЕ ЗАЧЕТЫ.

Итоги освоения программы (или ее отдельных модулей) подводятся на КРУГЛОМ СТОЛЕ. Обучающиеся:

  • имеющие профильное базовое образование (гуманитарные науки, социальные науки, образование и педагогика), готовят к нему устные доклады
  • не имеющие профильного базового образования принимают участие в обсуждении докладов и подведении итогов программы.

ВЫПУСКНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: 

По итогам освоения программы (или ее отдельных модулей) обучающиеся:

  • имеющие профильное базовое образование (гуманитарные науки, социальные науки, образование и педагогика) получают Удостоверение о повышении квалификации
  • не имеющие профильного базового образования получают Диплом об освоении дополнительной общеобразовательной программы.

Программа «ЛИЧНОСТНЫЙ И ДУХОВНЫЙ РОСТ: ОРИЕНТИРЫ И ПУТИ» состоит из четырех модулей:

  1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
  3. ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ
  4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ДИСЦИПЛИНЫ 1-го модуля «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» (с 9 сентября 2017 г. – 27 января 2018 г.)


ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

В лекционной части курса в первую очередь выявляются ключевые аспекты христианского понимания человека. Затем они систематизируются в таких концептуальных формах, которые позволяют привлекать практические методики и теоретические наработки современной гуманитаристики для целенаправленного прояснения и решения личностных проблем современного человека в христианской аксиологической перспективе.

На семинарских занятиях основные внимание уделяется христианскому осмыслению как социально-культурных реалий современного мира, так и избранных влиятельных психологических, социологических и культурологических концепций.

chursanov

Сергей Анатольевич ЧУРСАНОВ,

кандидат богословия, кандидат философских наук.


КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

Замысел настоящего курса – научно-художественное портретирование современного человека в ракурсах психологии, социологии и искусства. Найдется ли в науках об обществе ускользающая Нить Ариадны, которая выведет нас, свидетелей нескончаемой «эпохи перемен», из лабиринтов социальных иллюзий и мифологий массовой культуры? –вот давний вопрос междисциплинарных дискуссий, предлагаемый отважным слушателям.

 

 horoshilov

Дмитрий Александрович ХОРОШИЛОВ,

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.


ФЕНОМЕН СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ

Издревле процессу социализации личности придавалось огромное значение. И у африканских неписьменных аборигенов, и в ведийской Индии на многих примерах можно видеть, как сакрализуются процессы взросления и социальной адаптации. Возрастные инициации сопутствуют человеку с юных лет. Они могут показаться просто способом вхождения в общество,  однако, в действительности – это религиозные таинства, посредством которых человек обретает сакральные силы и даже благое посмертное существование. Соответственно, отказ от инициаций или ошибка при их прохождении приводят не к социальной, а к религиозной изоляции, и закрывают человеку путь в вечность.

Этот небольшой курс знакомит с религиозными представлениями о взрослении человека и с инициационными ритуалами, сложившимися  в различных историко-культурных традициях

negreev

Иван Олегович НЕГРЕЕВ,

религиовед, заведующий кафедрой религиоведения РПУ, специалист в области изучения традиционных культур и религий.


ФОРМЫ СУБЪЕКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Теоретический курс знакомит с представлениями о человеке и человеческой субъективности, существующими в современной философии и психологии. Основные темы курса: понятие дискурса и «поворот к языку» в междисциплинарных исследованиях; представление о субъективности и власти в теориях модифицированной критики идеологии и концепции М.Фуко; телесные и эмоциональные аспекты субъективности как «воплощенное Я»; гендер; женская субъективность в философии и психологии феминизма; практики субъективации в  религиозной традиции и современном искусстве.

busigina

Наталья Петровна БУСЫГИНА,

кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета "Психологическое консультирование" МГППУ.


ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Курс знакомит с недирективными практиками личностного роста и самоопределения. В контексте философии, психологии и психотерапии задаются ключевые принципы феноменолого-герменевтического метода сопровождения личности в процессе самоопределения. Предлагаются способы и методы, открывающие возможность выявления глубинного опыта и извлечения его личностного смысла (техники развития внимания и навыки саморегуляции; умение занимать собственную позицию и принимать решения; актуализация и развитие ценностно-смысловой сферы; становление навыков невербального диалога; диалог в рамках стратегии «раскрывающего сопровождения», или «феноменологическое интервью»).
 

buyakas

Татьяна Марковна БУЯКАС,

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, сертифицированный экзистенциально-инициальный терапевт.

arhangelskaya

Виктория Викторовна АРХАНГЕЛЬСКАЯ,

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования и психотерапии МГППУ.

 

ДИСЦИПЛИНЫ 2-го модуля «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ» (с 3 февраля 2018 г. — 23 июня 2018 г.)

ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРУППЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Теоретико-практический курс позволит познакомиться с методологией и некоторыми методами групповой работы главные из которых – это «духовные упражнения», содействующие познанию себя и осознанию жизненных целей и ценностей в контексте духовного пути личности, а также чтение священных текстов. В рамках занятий будет проведена показательная сессия библиодрамы и дан ее последующий анализ с позиций «правил распознавания духов» св. Игнатия Лойолы.

 

zhuk

о. Виктор ЖУК, О.И.,

бакалавр философии, магистр богословия


ПСИХОТЕХНИКИ ДУХОВНЫХ ПРАКТИК

Существовании религии, ее генезис, перманентное обновление, невозможно ограничить общественными функциями или умозрительными рефлексиями. В начале ХХ века Рудольф Отто писал, что понятие "священного", и в целом "религиозного" зачастую сводится к категориям морали и долга. Между тем, в религии присутствует, говоря словами Отто, некоторый "избыток", который невозможно свести к морализаторству. Этот "избыток", принято называть религиозным чувством, а в некоторых контекстах – религиозным или мистическим опытом. Религиозное чувство предстает в переживаниях разной глубины и интенсивности. Иногда оно является естественным, а порой для "переживания" такого опыта религиозная культура вырабатывает, говоря современным языком, особого рода психотехнические практики, помогающие ввести человека в измененное состояние сознания. Такие практики являются неотъемлемой частью архаичных культур, и порой сохраняются до сегодняшнего дня. Шаманский транс неписьменных народов; боевая ярость германских берсерков; вакхическое неистовство дионисийских мистерий; поэтическое вдохновение ведийских брахманов; йогическое состояние самадхи; визионерские странствия созерцателей Меркавы; православный исихазм; опыт единения суфийских шейхов; – все это лишь небольшая часть измененных состояний сознания, бытующих в религиозных культурах. Некоторые из них похожи друг на друга, иные стоят особняком и кардинально различны.

В нашем небольшом курсе мы поговорим об этих духовных практиках, их функции и целях, а также возможной типологизации.

negreev

Иван Олегович НЕГРЕЕВ,

религиовед, заведующий кафедрой религиоведения РПУ, специалист в области изучения традиционных культур и религий


ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

Теоретико-практический курс песочной терапии (sandplay) позволит познакомиться с одним из методов юнгианской аналитической психологии. Построение песочной картины - это творческий процесс, который помогает соприкоснуться со своим бессознательным, с глубинным и подлинным «Я», c внутренними конфликтами и травмами, и запускает движение к целостности и развитию личности.

На занятиях будут рассмотрены история метода и теоретические аспекты работы (теории комплексов и архетипов; структуры и динамики психики на разных этапах развития личности), а также продемонстрирована практика работы в технике песочной терапии (топография песочных композиций; использование фигурок; примеры анализа случаев). Участники занятия получат возможность создать собственный коллаж и проинтерпретировать его.

bondarenko

Ирина Николаевна БОНДАРЕНКО,

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции Психологического Института РАО, юнгианский психотерапевт, sandplay-терапевт. 


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСЕ

Практико-теоретический курс знакомит с представлениями научной психологии о личностных кризисах, со стратегией и тактиками оказания психологической помощи в кризисных ситуациях. Будут рассмотрены такие вопросы, как реконструкция личной истории средствами нарративных практик и ситуативная эффективность различных эго-позиций. Особое внимание будет уделено собственным ресурсам личности и поиску путей их осознания и развития.

kochergina

Галина Ивановна КОЧЕРГИНА,

системный семейный консультант, член Общества Семейных Консультантов и Психотерапевтов, действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.


ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Практико-теоретический курс знакомит с одним из влиятельных направлений гуманистической психотерапии середины ХХ века. В соответствии с его экспериментально-феноменологической идеологией человеку предлагается  ставить над собой эксперименты ( описать ситуацию, разыграть диалог и др.)и наблюдать возникающие при этом феномены. Работа ведется не столько со словами, сколько с актуальным невербальным поведением, отражающим состояние человека, его чувства и мысли «здесь-и-сейчас». Развитие навыка осознавания в диалоге с терапевтом помогает человеку увидеть в себе отвергаемое ранее, стать более цельным, занять зрелую и ответственную позицию в жизни.

В работе с детьми те же самые задачи решаются в игре (рисование, лепка, рассказывание историй, разыгрывание сцен, работа с метафорами и т.п.), что позволяет ребенку и подростку в символической форме выразить и заново пережить свои чувства.

harchenko

Евгения Сергеевна ХАРЧЕНКО,

детский психолог, психолог-консультант.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И САМОПОЗНАНИЕ

Курс посвящен методам психологического чтения изящной словесности, изложение которых позволит ответить на старинный философский вопрос: является ли литература отражением душевной жизни или же, напротив, создает нас самих в акте чтения? Ибо, вспоминая хрестоматийные слова Оскара Уайльда, «жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни».

 

 horoshilov

Дмитрий Александрович ХОРОШИЛОВ,

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова


ПЛАНЫ НА 2018/2019 у.г.

3-ий модуль (сентябрь 2018 – январь 2019 г.). ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ

  • Прикладная социальная психология
  • Эффективная коммуникация
  • Формы семейного устройства
  • Ролевое и личностное в деловых отношениях 

4-ый модуль (февраль – июнь 2019 г.). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

  • Введение в христианскую психотерапию
  • Проблема душевного здоровья и болезни  в патопсихологии
  • Основы экзистенциально-аналитического консультирования
  • Помощь семьям с трудными подростками
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Психологическая помощь и самопомощь в работе с травмой
  • Терапия зависимых и их семей
  • Пастырское служение: запросы и возможности.

Наши партнеры

0202