Вебинар: «Великие ансамбли храмовой живописи и скульптуры» 2019 г.
Вебинар: «Великие ансамбли храмовой живописи и скульптуры»
Вебинар проходил осенью 2019 г. и включал 8 лекций, тематика которых представлена чуть ниже в сопровождающем тексте содержания.
Ведущая: Боровская Наталья Федоровна, кандидат искусствоведения
Содержание вебинара:
Художественное оформление христианского храма – это особый мир, в котором множество произведений живописи и скульптуры взаимодействуют друг с другом не только по сюжетам, но и через сложные внутренние связи, созданные по специальной богословской программе.
Визуальные образы, наряду с музыкой, пением и литургическими текстами – живая часть богослужения, углубляющая участие человека в Таинствах и молитве Церкви. Особое место уделяется произведениям на библейские темы. В христианском храме человек не только слышит, но и видит Священное Писание: настенные и потолочные росписи, икона, витраж или скульптура могут стать одновременно и иллюстрацией к тексту, и запечатленным в художественном материале духовным комментарием. События Священной истории, рассказанные средствами искусства, вовлекают в свое поле зрителя, как текст вовлекает в свое пространство читателя, и таким образом для участника богослужения сакральное библейское прошлое становится настоящим.
В цикле из восьми лекций участники вебинара рассматривали художественные ансамбли величайших храмов христианского мира: базилики Сан Франческо в Ассизи, капеллы Скровеньи в Падуе, Сикстинской капеллы и собора св. Петра в Ватикане, Исаакиевского собора в Санкт Петербурге. Участники анализировали системы художественного оформления православного крестово-купольного храма, готического собора и храма стиля барокко, говорили о феномене частной капеллы в эпоху Возрождения на примере капеллы Бранкаччи храма Санта Мария дель Кармине во Флоренции и капеллы Святого Креста храма сан Франческо в Ареццо, которые расписывали Мазаччо и Пьеро делла Франческа. Участники старались искать духовную сверхзадачу каждого ансамбля в соотношении с архитектурным решением, художественным стилем эпохи и личностью мастеров – авторов великих фресок, картин и произведений скульптуры.